ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
75 ЛЕТ ПОБЕДЫ!
Наш детский сад
Меню сайта
Календарь
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Играем вместе с детьми
Рекомендации для родителей «Приёмы развития познавательных функций в старшем дошкольном возрасте» Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел делать это, а чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становиться более самостоятельным. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.
КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ? Оно развивается постепенно и тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Упражнения на внимание: «Сравни картинки, назови все их различия» 2 пары картинок, содержащие 10—15 различий «Покажи, что перепутал художник?» Демонстрация картинок нелепого содержания «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая». Для развития устойчивости внимания можно использовать газетный текст и предложить следующее задание: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни. Необходимо фиксировать время и ошибки, чтобы проанализировать результативность. КАК РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ? Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на достаточном уровне. Трудным является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных временных промежутков (неделя, часы, времена года и т.д.). Для развития восприятия можно использовать следующие упражнения: «Узнай, кто это?» Предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить целое или его части. «Узнай что нарисовано?» В рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать каких. «Золотой коврик» Залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. «Найти все одинаковые фигуры» По 5 совершенно одинаковых и немного отличающихся. «Дорисуй геометрические фигуры» «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью...?» «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» Рисунки времен года. Для развития пространственных представлений можно использовать ситуации из повседневной жизни. Например: возьми на самой верхней полке справа книжку; нарисуй в центре листа круг, справа квадрат, слева овал и т.д. К 6—7 годам формируется словесно-логическое мышление. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно - следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки. Необходимо учить объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать на группы по существенному признаку. С детьми этого возраста можно проводить следующие игры: «Четвертый лишний» Из четырех предметов один не подходит по существенному признаку к остальным. «Что нарисовано неправильно» Сюжеты нелепицы. «Раздели на группы» Даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат, круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д. «Разложи картинки по порядку» Что было сначала, а что потом — необходимо установить причинно-следственные связи. Для развития гибкости ума можно предложить игру «Назови как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие» (назови слова, обозначающие деревья, относящиеся к спорту, обозначающие диких животных и т.д.). Для развития словесно-логического мышления можно использовать игру «Определи понятие». Дети должны постараться объяснить, что обозначает это слово (наборы слов: велосипед, кнопка, книжка, пальто, друг, бить, самолет, гвоздь и т.д.). Игры, развивающие мышление и сообразительность: Предлагаем слово «карандаш» — ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.). Взрослый предлагает: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой — маленький (веселый — грустный, быстрый — медленный)». Называем какую-нибудь ситуацию и бросаем ребенку мяч. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, мяч ловить не нужно. Например, кошка варит кашу; поезд летит по небу; собака ест косточку и т.д. КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ? Предлагаются 5 фигур. Необходимо посмотреть на картинки, крайняя слева — образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую. Упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (домик, квадрат), попросите посмотреть на нее внимательно в течение 2 с, затем закройте и попросите его повторить, сложить так же. Усложните это упражнение, складывая фигуру из палочек разного цвета. Игра «Я — фотоаппарат» Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумать разные игры. Приемы, помогающие запоминанию
Старшим дошкольникам можно предложить игры на развитие речи. Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают. «Слово заблудилось» Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используются не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подобрать слово: — на полу из плошки молоко пьет ложка (кошка); — на поляне у дубочка собрала кусочки (грибочки) дочка; — вкусная сварилась Маша (каша), где большая крошка (ложка) наша; — на дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).
Рассмотренные игры и задания игрового типа позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, сообразительность, мышление, восприятие, память, речь. В результате систематических занятий у детей закладываются основы готовности к школе.
По материалам журнала «Управление ДОУ» |