Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Играем вместе с детьми

 

Рекомендации для родителей

«Приёмы развития познавательных функций в старшем дошкольном возрасте»

Ребенок дошкольного возрас­та обладает поистине огромны­ми возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Учить мыслить не­обходимо не для того, чтобы ре­бенок умел делать это, а чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, орга­низовывать свою жизнь, стано­виться более самостоятельным. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

*    Не допускайте, чтобы ребе­нок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он и учится лучше. Интерес — луч­шая из мотиваций, он делает де­тей по-настоящему творчески­ми личностями и дает им воз­можность испытывать удовлет­ворение от интеллектуальных занятий.

*    Повторяйте упражнения. Развитие умственных способно­стей ребенка определяется вре­менем и практикой. Если какое- то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

*    Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и продвижения вперед или даже некоторого регресса.

*    Будьте терпеливы, не спе­шите, не давайте ребенку зада­ний, превышающих его интел­лектуальные возможности.

*    В занятиях с ребенком нуж­на мера. Не заставляйте его де­лать упражнение, если он вертит­ся, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Предоставьте ре­бенку возможность иногда зани­маться тем делом, которое ему нравится.

*    Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяю­щиеся, монотонные занятия, по­этому при их проведении луч­ше выбирать игровую форму.

*    Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддер­жки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с други­ми детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?

Оно развивается постепенно и тесно связано с развитием от­ветственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень. Отчетливо сказыва­ется на развитии внимания роль эмоциональных факторов (ин­тереса), мыслительных и воле­вых процессов. Все свойства внимания значительно развива­ются в результате упражне­ний. Упражнения на внимание:

«Сравни картинки, назови все их различия»

2 пары картинок, содержащие 10—15 различий

 «Покажи, что перепутал худож­ник?»

Демонстрация картинок нелепого содержания

«Рас­крась вторую половинку кар­тинки точно так же, как раскра­шена первая».

Для развития устойчивости внимания можно использовать газетный текст и предложить следующее задание: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни. Необхо­димо фиксировать время и ошибки, чтобы проанализиро­вать результативность.

КАК РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ?

Восприятие — это отраже­ние сознанием человека предме­тов и явлений действительнос­ти в момент их воздействия на органы чувств. Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на доста­точном уровне. Трудным являет­ся восприятие времени — ори­ентация во времени суток, в оценке разных временных про­межутков (неделя, часы, време­на года и т.д.).

Для развития восприятия можно использовать следую­щие упражнения:

«Узнай, кто это?»

Предлагается фрагмент рисунка, по которому необходи­мо определить целое или его части.

 «Узнай что нарисова­но?»

В рисунках не хватает существенных деталей, надо уз­нать каких.

 «Золотой коврик»

Залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отлича­лись.

 «Найти все одинаковые фигуры»

По 5 совершенно оди­наковых и немного отличающих­ся.

«Дорисуй геометрические фигуры»

«Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью...?»

«Назо­ви приметы осени, зимы, весны, лета»

Рисунки времен года.

Для развития пространствен­ных представлений можно ис­пользовать ситуации из повсе­дневной жизни. Например: возьми на самой верхней полке справа книжку; нарисуй в цен­тре листа круг, справа квадрат, слева овал и т.д.

К 6—7 годам формируется словесно-логическое мышление. Различные игры, конструирова­ние, лепка, рисование, чтение, об­щение, т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные опера­ции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классифика­цию, установление причинно - следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. Ребенок может по­нять главную мысль предложе­ния, текста, картинки. Необходи­мо учить объединять несколько картинок на основе общего при­знака, раскладывать на группы по существенному признаку.

С детьми этого возраста мож­но проводить следующие игры:

«Четвертый лишний»

Из четы­рех предметов один не подхо­дит по существенному призна­ку к остальным.

«Что нарисова­но неправильно»

Сюжеты нелепицы.

«Раздели на группы»

Даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать тре­угольник, квадрат, круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д.

«Разложи картинки по поряд­ку»

Что было сначала, а что по­том — необходимо установить причинно-следственные связи.

      Для развития гибкости ума можно предложить игру «Назо­ви как можно больше слов, обо­значающих какое-либо поня­тие» (назови слова, обозначаю­щие деревья, относящиеся к спорту, обозначающие диких животных и т.д.).

       Для развития словесно-логического мышления можно ис­пользовать игру «Определи поня­тие». Дети должны постараться объяснить, что обозначает это слово (наборы слов: велосипед, кнопка, книжка, пальто, друг, бить, самолет, гвоздь и т.д.).

Игры, развивающие мышле­ние и сообразительность:

«Как это можно использовать»

Предлагаем слово «каран­даш» — ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).

«Говори наоборот»

Взрослый предлагает: «Я бу­ду говорить слово, ты тоже го­вори, но только наоборот, напри­мер: большой — маленький (ве­селый — грустный, быстрый — медленный)».

«Бывает — не бывает»

Называем какую-нибудь ситу­ацию и бросаем ребенку мяч. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, мяч ловить не нужно. Например, кошка варит кашу; поезд летит по небу;

со­бака ест косточку и т.д.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Упражнение «Узнай фигуры»

 Предлагаются 5 фигур. Необ­ходимо посмотреть на картинки, крайняя слева — образец. Нуж­но определить и показать, какая из четырех последующих похо­жа на первую.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (до­мик, квадрат), попросите посмот­реть на нее внимательно в те­чение 2 с, затем закройте и по­просите его повторить, сложить так же. Усложните это упраж­нение, складывая фигуру из палочек разного цвета.

Игра «Я — фотоаппарат»

Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать лю­бой предмет, ситуацию, челове­ка. Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запо­минается то, что интересно ре­бенку. Поэтому старайтесь при­думать разные игры.

Приемы, помогающие запоми­нанию

*    если ребенок затрудняется повторить слова, дайте ему бу­магу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы вспомнить эти слова. То же самое можно попросить ребен­ка сделать и при прочтении фраз. Он сам выбирает, что и как будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему вспом­нить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повы­сить продуктивность запомина­ния;

*    прочитайте небольшой рас­сказ, затем попросите ребенка кратко пересказать содержание прочитанного. Если он не смог этого сделать, прочитайте рас­сказ еще раз, но попросите его при этом обращать внимание на отдельные специфические дета­ли. Задайте вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на вопро­сы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мыс­ли в речи, проявляет актив­ность. Затем снова попросите ребенка сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным;

*    мнемонические техники, об­легчающие запоминание. На­пример, цвета светового спект­ра — красный, оранжевый, жел­тый и т.д. легко запомнить с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При запоминании номе­ра телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре;

*    чтобы запомнить ряд слов, необходимо связать их в одну смысловую цепочку, которая за­поминается легче.

 

Старшим дошкольникам мож­но предложить игры на разви­тие речи.

«Потерянные вещи»

Необходимо дать полную ха­рактеристику каждому «утерян­ному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают.

«Слово заблудилось»

Ведущий произносит рифмо­ванные и нерифмованные фразы, в которых используются не под­ходящие по смыслу слова. Надо правильно подобрать слово:

—        на полу из плошки молоко пьет ложка (кошка);

—        на поляне у дубочка собрала кусочки (грибочки) дочка;

—        вкусная сварилась Маша (каша), где большая крошка (ложка) наша;

—        на дворе большой мороз, от­морозить можно хвост (нос).

 

Рассмотренные игры и зада­ния игрового типа позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоя­щего школьного обучения каче­ства: внимание, сообразитель­ность, мышление, восприятие, память, речь.

В результате систематических занятий у детей закладываются основы готовности к школе.

 

 

По материалам журнала

«Управление ДОУ»